Детский сад№ 83 город Братск Недодел Л.А.персональный сайт педагога

статья Развиваем математические способности у младших дошкольников через игру.

05 октября [сб]

Недодел Л.А

воспитатель

МАДОУ ДС № 83г.Братск

 

 

Развиваем математические способности у

младших дошкольников через игру.

 

  Дидактическая игра – это не любые действия с учебным материалом, и не игровой приём на обязательном учебном занятии. Это полноценное и достаточно содержательное для детей деятельность. Она имеет побудительные мотивы и свои способы действий.

  Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. Математика обладает уникальным развивающим эффектом, «она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Математика помогает развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математические знания являются не самоцелью, а средством формирования саморазвивающейся личности.  Важно, чтобы ребенок становился человеком думающим, имеющим собственное мнение. [ ]

Дети среднего дошкольного возраста испытывают наибольшие трудности при овладении математическими представлениями. Большинству детей присуще глобальное восприятие величины, им сложно выделить в предметах отдельные параметры: длину, ширину, высоту, толщину, правильно показать их и словесно обозначить, т.к. глазомер у них еще недостаточно развит и обследовательскими способами действий они не владеют. Это требует поиска эффективных средств, для развития математических представлений. [ ] На мой взгляд, именно дидактические игры могут стать этим средством. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и организовать даже самых несобранных детей. Сначала их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит игра. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию, которое заложено в содержании игры. Внимание ребенка приковано к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она доступна ребенку и интересна. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, связанных с развитием произвольного внимания, памяти и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщать. Важно, чтобы ребенок становился человеком думающим, имеющим собственное мнение. [ ]

  Мышление детей среднего дошкольного возраста (4-5года) позволяет им использовать речь, называть знакомые вещи, выделять те отдельные признаки предметов, на которые раньше обращали его внимание взрослые (цвет, размер, большой, маленький). Однако характерными для их мышления остаются «практические пробы» руками (наглядно – действенное мышление). Поэтому я, в основном, использую игры, в которых дети непосредственно действуют с игровыми пособиями и предметами («Цветные ленточки» - знакомство с понятиями короткий, длинный, узкий, широкий; «Разноцветные шары», «Шнуровочки», «Геометрические фигуры» и др.). При этом выяснение математических свойств, проводится на основе сравнения предметов, характеризующихся противоположными свойствами. Использую предметы, у которых познаваемое свойство ярко выражено, которые знакомы детям, без лишних деталей, и различаются не более чем 1-2 признаками. точности восприятия использую движения, обведение рукой модели геометрической фигуры (по контуру), это помогает детям точнее воспринять ее форму, а проведение рукой вдоль, скажем, широкой полоски, ленточки (при сравнении по длине) – установить соотношение предметов именно по данному признаку. В дидактической игре сочетаю умственную задачу с активными действиями и движениями детей, благодаря чему решение поставленных задач осуществляется без перегрузки и напряжения (игры «Транспорт», «Поездка на автобусе»), при этом правила объясняю по ходу самой игры. Для развития у детей интереса к познанию использую разнообразные сюжеты, тогда занятие превращается в увлекательную сказку, в которой дети помогают Ёжику (игры «Прогулка по лесу», «Полотенце для Кати», «Домик мишки»), мирят поссорившиеся геометрические фигуры и отправляются с ними в путешествие («Блоки Дьениша», «Палочки Кюизера» и т.п.). В математике главное – научить мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и т.д. Именно поэтому, начинаю не со счета, а с понимания математических отношений: больше, меньше, поровну. Для этого провожу игры: «Ягоды для мишки» - игры, направленные на сравнение групп предметов, на основе составления пар. «Кто быстрее», «Прогулка по лесу», «Разноцветные дорожки» - длина, ширина и т.д. Начиная с самых первых занятий, предлагаю детям задания, допускающие различные варианты решения (дивергентные задания, способствующие развитию творческого мышления). Такой подход раскрепощает детей, снимает страх перед ошибкой. Однако речь детей младшего дошкольного возраста недостаточно развита, чтобы объяснить свой выбор, здесь им необходима помощь педагога С большим интересом дети принимают игры, основанные на внесении, например, игры «Магазин», «Куклы пришли в гости», «Поездка на дачу», «Транспорт». В этих играх дети играют определенные роли. Роль увлекает их, а увлеченные игровой ситуацией и выполняемой ролью, они незаметно для себя решают дидактическую задачу. Для активизации мыслительной деятельности использую следующие приемы:

· доступная мотивация дидактических игр, формирование интереса, положительного отношения к содержанию;

· опора на имеющийся опыт детей;

· применение средств активизации речевой деятельности.

· приемы сравнения, обобщения;

· творческий характер некоторых заданий;

 Особую роль в организации игры я придаю характеру взаимодействия взрослого и ребенка. В общении с детьми не допускаю назидательный тон, одностороннюю беседу, когда взрослый, в силу своего возрастного и образовательного статуса, занимает позицию над ребенком, поучает его. Считаю необходимым научить ребенка не бояться ошибок, проявлять упорство в преодолении трудностей и т.п. Роль, педагога – умело и незаметно подводить ребенка к значимому для него результату. Учитывая индивидуальные особенности своих воспитанников, при выполнении заданий я предоставляю больше самостоятельности быстрым и активным детям.

Успех дошкольного обучения зависит от эмоционального благополучия ребенка, отсутствия у него страха элементов воображаемой ситуации, перед неудачей. Поэтому необходимым условием работы с детьми является создание атмосферы доброжелательности, ситуации успеха, положительная оценка, подкрепляющая стремление ребенка что-то сделать или узнать, что – то новое.

Список литературы:

 · Е.А. Агаева, О.М.Дьяченко «Чего на свете не бывает...»

· Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры.

· А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» Москва:«Просвещение», 1991.

· Петерсон Л.Г., Практический курс математики для дошкольников: методические рекомендации. Методические рекомендации. -Москва: Баласс, 2004.

· А.И.Сорокина «Дидактические игры в детском саду»


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.