Детский сад№ 83 город Братск Недодел Л.А.персональный сайт педагога

статья «Голос ребенка» как проявление участия детей в построении собственного образования

22 октября [вт]

«Голос ребенка» как проявление участия детей в построении собственного образования

Григорьева Людмила Алексеевна,

ст. воспитатель МАДОУ «ДС №83»

Недодел Лариса Александровна,

воспитатель МАДОУ «ДС №83»

В современном образовании все чаще звучит новый принцип – уметь слышать «голос ребенка». При этом это выражение используется не только в прямом смысле. «Голос ребенка» - это проявление участия детей в построении собственного образования. Это любые свидетельства детской самостоятельности, творчества, инициативы: самодельные календари, схемы, рисунки, предложенные и «написанные» детьми правила, подписанные детской рукой ящички и пособия, фотографии детей в успешной для них деятельности и многое другое.

«Голос ребенка» заключается не только в том, что у детей должна быть возможность высказываться, а в том, что эта возможность очень важна для их взросления и обучения.[4]

Дошкольники постоянно стремятся выразить свое отношение к миру и понимание этого мира. Они часто задают вопросы (и будут чаще это делать, если взрослый запишет их и предложит всем подумать над ними); пытаются планировать (и будут очень рады и горды, если взрослый предложит совместное планирование); воплощают замыслы в игре, рисунке, танце (и будут более креативными, если взрослый будет ценить детский замысел и не настаивать на образце); выдвигают гипотезы и сами проверяют их (и будут более активны в познании мира, если взрослый заметит и поддержит их инициативы); играют (и игра будет богаче, если у детей будет хватать для этого времени и разнообразных материалов). И так далее…

Зачем «слышать голос ребенка»? Чтобы дать ему понять и почувствовать, что его уважают, что его мнение важно, а его работы имеют ценность. Чтобы сделать обучение более осмысленным, личностно значимым и интересным самим по себе. И наконец, «голос ребенка» важно услышать нам, взрослым. Чтобы снова начать играть, придумывать и воображать, наблюдать и удивляться – делать то, что сегодня так востребовано в современном мире, но часто оказывается в дефиците у взрослых.

Осознание необходимости «слышать голос ребенка» и понимание, что  этот процесс и есть образование, побудило коллег в команде нашего детского сада на создание практики, ориентированной на проявление участия детей в построении собственного образования. Приведем несколько примеров.

Так, для достижения баланса инициатив взрослых и детей, развития у детей способности выбирать содержание своего обучения, мы используем не только замечательные возможности ежедневного утреннего круга – места и  времени общения, игр и планирования совместных дел, но и идею под названием «Планер». [3]

Для этого из календаря знаменательных событий, мы выбираем 5-10 праздников, подбираем на каждый из них картинку и ставим на ней дату его празднования. Затем вместе с детьми обсуждаем картинку, объясняем, что означает данная дата, интересуемся у детей, о том какой это праздник может быть. После, озвучиваем название праздника, и все вместе обсуждаем, какими интересными делами его можно наполнить. Дальше решаем, какие праздники из планера мы будем отмечать; отобранные даты находим в календаре и обводим их цветными карандашами. Каждую картинку с изображением праздника нанизываем на шнурок и вывешиваем в отведенное для календаря место. Наш план на месяц или на год составлен! Осталось только всем вместе следить за датами календаря, чтобы не пропустить выбранный праздник и как следует его отметить!..

Каждому ребенку очень важно видеть отражение своей личности и индивидуальности в пространстве, где он проводит так много часов каждый день. Ему хочется оставить «свои следы», видеть, как воплощаются свои и чужие замыслы, как они меняют пространство, делая его «своим». [1]. Если дети на утреннем круге придумали новое правило (где можно шуметь, а где нет), или совместно со взрослым обнаружили интересную закономерность (что физкультурные занятия чередуются с музыкальными), культурный способ действия (отметили свои планы или дни рождения детей в календаре), и потом это отразилось в виде рисунков, а воспитатель записал то, что они сказали, то развивающий эффект этих действий будет длиться гораздо дольше. Поэтому в наших группах можно видеть фотографии детей или их автопортреты; «самодельный» календарь и табель посещаемости, алфавит имен детей группы, информацию об их росте и весе; записанные на листах вопросы, на которые они хотели бы найти ответы; самостоятельно придуманные и нарисованные правила; таблицы собственных успехов и достижений и др. А еще «кучу» личных вещей, например, коробок. Почему? Потому что в группе проходит соревнование по их сбору…

Для этого мы пишем объявление и информируем детей, что нужно принести коробки разных размеров, потому что будем все вместе делать большой замок из коробок. Группу для этого делим на 2-3 подгруппы. У каждой подгруппы будет свой замок. Чем больше коробок, тем больше замок. Можно вывесить «турнирную таблицу», с указанием какая подгруппа, сколько коробок собрала. Или организовать сбор коллекций, когда одна подгруппа собирает коллекцию монет или камней, а вторая подгруппа – коллекцию «видов бумаги». Задача родителей и детей – принести из дома максимальное количество разнообразных образцов. Сбор длится неделю. Потом каждая подгруппа знакомит других с экспонатами коллекции. Отдельно отмечается качество и количество экспонатов…

Культура участия детей в образовательной деятельности предполагает наличие у ребенка готовности принимать на себя ответственность. Специалисты отмечают, что самые ответственные дети вырастают у тех, кто умело соединяет контроль над действиями ребенка с предоставлением ему свободы.[2]. Как добиться такого баланса и найти «золотую середину»? Ввести «ответственные должности»!

Мы ввели такие ответственные должности для детей подготовительных групп – это «санинспектор», «эколог», «порядковед» и «миротворец». Каждый день на утреннем круге дети выбирают себе ту или иную должность и получают бланки для ведения в нем записей о ходе своей работы в течение дня. В таком бланке указаны конкретные трудовые действия для каждой должности. Обычно на бланке ребенок указывает текущее число и месяц; свое имя, возможно имя своего помощника; и делает отметки в виде «плюса» или «галочки» напротив успешно выполненного действия.

Если в ходе своей деятельности ребенок видит «непорядок», то в этом случае он имеет право привлечь «нарушителя» к исполнению правил (навести порядок в каком-либо центре или в кабинке; вымыть хорошо руки; закрыть кран и пр.) или помочь справиться с проблемой вместе с ним, или обратиться за поддержкой к воспитателю. В конце дня, на вечернем круге, дети, выполняющие ответственные задания, с помощью своих бланков, рассказывают о своей работе, об успехах и трудностях. При этом остальные ребята имеют право высказаться о качестве их работы. Задача же педагога - показать уважительное отношение к действиям и результатам действий ответственных лиц, отметить те умения и качества, которые проявляли дети, выполняющие задания. Только в этом случае дети начинают осознавать необходимость и результативность такого распределения работы и таких «ответственных должностей»…

Сегодня такая практика, ориентированная на проявление участия детей в построении собственного образования только набирает обороты. Мы все больше понимаем и принимаем, то, что «голос ребенка» может стать и важнейшей частью образовательного процесса, и способом отразить и осмыслить этот процесс; а еще быть огромным ресурсом для педагога, способного спасти его от личностного и профессионального выгорания.  

Список литературы

1. Михайлова-Свирская, Л.В. Организация образовательной деятельности в детском саду: вариативные форсы: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Издательство «Национальное образование», 2019. – 144с.

2. Михайлова-Свирская, Л.В. Детский совет: методические рекомендации: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ Л.В.Михайлова-Свирская. - 2-е–издание. – М.: Издательство «Национальное образование», 2018. – 80с.

3. Планер интересных дней для взрослых и детей [Текст]// Ребенок в детском саду – 2021.- №4 – вкладка №2 - С.1-4.

4. Современный детский сад. Каким он должен быть: пособие для педагогов, методистов и руководителей дошкольных организаций/под ред. О.А. Шиян. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 312с.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.