Детский сад№ 83 город Братск Недодел Л.А.персональный сайт педагога

Конспект занятия в подготовительной группе «Мой город. Ознакомление с социальным миром»

16 мая [чт]

Конспект занятия в подготовительной группе

 

Недодел Л.А., воспитатель МАДОУ «ДС №83»

 

Тема: «Мой город. Ознакомление с социальным миром»

Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность

Культурно-смысловой контекст: «освоение» карты-схемы родного города

Цель: развитие интереса к родному городу посредством игр социо-игровой направленности в познавательно-исследовательской деятельности.

Образовательные задачи:

-закрепить знания достопримечательностей и улиц родного города; осваивать пространственные схемы и отношения; отрабатывать навык звукового анализа и составления предложений по картинке с использованием предлогов;

- развивать коммуникативные способности – умение самостоятельно объединяться для совместных занятий, способность совместно заниматься выбранным делом, договариваться, реализовывать планы;

- воспитывать чувство гордости за свой город, за свои достижения.

Оборудование: карта-схема города Братска с названиями улиц; лазерные указки-брелки, карандаши по количеству детей; фотографии трех улиц города – Мира, Курчатова и Обручева;микрофон.

 

Ход занятия:

1. Мотивационный этап.

По традиционному звуковому сигналу (звук кукующей 9 раз кукушки) дети собираются вокруг воспитателя. Воспитатель приветствует всех:

Игра для рабочего настроя:

-Покачайте головой те, кто живет в городе Братске. Здорово!.. Кто помнит свой адрес, подпрыгните….  У вас хорошая память!.. А кто из вас, живет в 5-этажном доме? Хлопните в ладоши… Отличные аплодисменты! …У кого две бабушки – присядьте...Вам очень повезло!.. Кто ездил на троллейбусе – поднимите руки вверх!...Кто рад видеть своих друзей – помашите им!.. Спасибо! И я рада вас всех  видеть!..

 

 

Мотивация личной заинтересованности:

- А еще мне не терпится узнать, что в нашем с вами почтовом ящике?.. О чем мы сегодня будем разговаривать?...  А вам, интересно?.. Давайте выберем посыльного, который принесет конверт. Посыльным будет тот, кто быстрее всех назовет улицу, на которой стоит наш детский сад?.. (улица Курчатова).

Посыльный приносит конверт и читает имя отправителя – «мэр города Братска». Дети высказывают предположения о том, что находится в конверте. Затем раскрывают его и достают большую карту-схему города Братска. Вместе с воспитателем перемещаются в рабочую зону и размещают ее на доске. Высказывают предположения о том, что это такое.

- Ребята, у меня тоже есть предположение. Я думаю, что это схема или карта нашего с вами города. Вот улицы, а вот дома…Вот только зачем ее нам прислали?.. (дети высказывают предположения)….Я тоже так считаю, чтобы мы лучше знали наш город  и легко в нем ориентировались…Кто хочет научиться «читать» такую карту-схему – подпрыгните вверх…Здорово! Тогда давайте начнем!..

 

2. Информационный, аналитико-практический этап:

Игра «Вопрос-ответ»:

- Поиграем в игру «Вопрос-ответ»?.. Встанем в круг. Всем удобно, всем видно!? Передавая конверт, каждый  отвечает на вопрос. Вопросы будут меняться. ..Ребята, а зачем нам знать о нашем городе? (чтобы не заблудится в нем, рассказывать о нем гостям, гордиться им, заботиться о городе, знать, где и что интересное проходит и пр. – по 4-5  ответа). Стоп, другой вопрос: а что вы знаете о нашем городе?(он называется Братск; его называют промышленным, потому что в нем много заводов; наш город молодой; в нашем городе самое большое искусственное море в России; у нас есть своя ГЭС и пр.). Стоп. А все ли из вас знают свой домашний адрес? Назовите его (дети называют свои домашние адреса – 4-5 ответов). Здорово!... А адрес нашего детского сада – улица Курчатова, дом 60. Хотите на карте покажу?

Дети и воспитатель перемещаются к доске, на которой расположена карта-схема города. Воспитатель интересуется у детей, может кто-то из них сможет показать детский сад на карте?.. Если нет, то воспитатель сам показывает на карте место детского сада.

«Путешествие по карте»- закрепление названий улиц города:

-Предлагаю прогуляться по карте нашего города. Гулять будем с помощью маленьких лазерных фонариков. Выберите посыльного, который раздаст вам фонарики, пусть им будет тот, у кого есть родинка (посыльный раздает всем лазерные указки). Готовы?.. Тогда включите фонарик и направьте его луч на карту, поводите лучом. У всех получилось?.. Ребята, как будем путешествовать по городу – сидя или стоя?.. Занимайте удобное для себя место… Желтыми линиями на карте обозначены центральные улицы нашего города – самые большие и длинные.  Гулять по ним мы будем длинной змейкой - друг за другом. Выставите свои лучики друг за другом так, чтобы первыми стояли те, кто живет на первом этаже, следующие – те, кто живет на втором, потом те, кто на третьем и т.д…А теперь ведите ими за мной по карте. ..

Воспитатель ведет лазерной указкой по улицам города, при этом он комментирует, по какой улице он движется, уточняет, что находится на той или иной улице. В маршрут обязательно включены и те улицы, на которых живут дети группы.

- Начнем с улицы Муханова – это улица проходит вдоль лесного массива. Затем свернем на улицу, где мы недавно были и делали вкусную пиццу, и на которой живут Аня и Слава….Кто помнит название улицы? .. Верно, улица Крупской. А еще на ней много торговых центров и жилых домов…Затем спустимся вниз на улицу Рябикова, здесь находится кинотеатр.. Подскажите название… Точно,  «Чарли»….  Повернем направо и выйдем на улицу Гагарина. Немного постоим, подождем всех.. На этой улице недавно  открылся самый большой в городе торговый центр. Как он называется, кто знает?... Верно, гипермаркет «Лента». А кто из вас живет на этой улице?....Теперь спустимся на улицу Комсомольскую. Это самая длинная улица в нашем городе…А теперь предлагаю свернуть на улицу Обручева и собраться всем на кольце этой улицы… Все добрались? .. Поводите лучиком те, кто из вас живет на улице Обручева… Назовите, что интересного есть на вашей улице? (2-3ответа). А теперь пройдемся по проспекту Ленина. Знаете ли вы, что такое проспект?.. Здорово! Это самая широкая и главная улица в городе. Может кто-то назовет, что есть на проспекте  интересного? (2-3 ответа). ..Затем спустимся на улицу Южную, пройдем по улице Энгельса, ее так назвали по фамилии одного ученого, потом повернем на бульвар Победы, и перейдем на улицу Депутатскую…  «Выйдите из строя» те, кто живет на этой улице… Здорово, как вас много!... Затем мы  свернем налево, на улицу Курчатова.. Помигайте фонариком те, кто живет на этой улице…Хорошо, и вас тоже немалоА еще на этой улице  находится.. Что ? Здорово,  наш детский сад! ..Давайте прямо на карте его отметим – наш детский сад по форме напоминает букву  «Н» (рисует форму сада в виде букву «н»). Выберите того, кто умеет писать - он подпишет, что эта фигурка наш  детский сад…  Выберите посыльного, который соберет ваших помощников – ваши фонарики. Пусть им будет  тот, кто первым скажет, сколько лет нашему городу.

«Здесь жил Вася…» - поиск на карте своей улицы и запись на ней своего имени:

- Мы с вами прошлись почти по всем улицам нашего города. Предлагаю сделать карту нашего города еще интересней! Давайте на карте отметим улицы, на которых мы живем…Все согласны? Давайте решим, как будем отмечать?  (обсуждаем, как сделать отметку на карте – написать свои имена или нарисовать фигурки дома. Наводящими вопросами подвожу к написанию имен – так будет понятно, кто конкретно живет на данной улице).

Хорошо. Будем писать на карте, рядом с линией улицы свое имя….Но, чтобы было удобней работать,  объединимся в компании - сколько раз я хлопну в ладоши, столько компаний у нас должно получиться. (Хлопаю 4 раза – дети, взявшись за руки, образуют 4 «тесных» колечка). Найдите удобное место в группе и выберите посыльного – того, кто быстрее всех скажет, сколько человек в вашей компании.

Задание посыльным – отобрать нужное количество карандашей для своей группы, раздать их и снова подойти ко мне…Выберем компанию, которая первой начнет писать. Тот посыльный, у кого карандаш длиннее других ведет свою группу к карте первым. Чья компания будет второй?... (очередность других компаний устанавливается по такому же принципу). Итак, мы определили вашу очередность и я напоминаю, что у вас 3 минуты. Вы пишите свои имена, пока играет музыка. Время пошло! (включаю музыку, проверяю, как дети выполняют задание; напоминаю, что на карте нужно заранее найти свою улицу и выбрать место, где будете писать; слежу за временем)

Здорово у нас получилось! Теперь мы не забудем, кто на какой улице живет!...Назовите улицу, где живет больше всего ребят? (улица Депутатская). А на какой улице живет 4 наших ребят? (на улице Обручева). А кто живет на улице Ленина? (Аня, Слава, Лера). А сколько улиц, где живет по 1 нашему другу?  Назовите эти улицы.

Игра «Пройдусь я по Муханова…»- ответ на заданную букву:

- Теперь гуляя по нашему городу, вы сможете рассказать, кто из ваших друзей на какой улице живет. ..Но ходить бесцельно по улицам  неинтересно и скучно. Давайте гулять по городу так, чтобы было интересно всем!..Предлагаю вам найти удобное место в группе и присесть... Всем удобно?.. Все друг друга видят?...Сейчас каждый из нас, по очереди, будет отвечать на вопрос соседа, и называть любую улицу нашего города. Давайте определим, кто будет начинать…(предложения детей) …Здорово, давайте считалочкой.

- Тот, кто начинает, должен сказать «Я пойду по улице…», назвать любую улицу (например, Крупской) и быстро спросить у соседа «Зачем?». Сосед быстро отвечает, но так, чтобы ответ начинался с первого звука названной улицы – здесь, звука «к». Например: «Кино смотреть в «Чарли»!» или «Камни собирать!». Ответив соседу, вы говорите, куда пойдете сами и задаете вопрос «Зачем». (Например, «Я пойду по улице Депутатской!...Зачем?». Ответ соседа -  «Деньги тратить/Деда в стоматологию поведете... А я пойду по улице Жукова. Зачем?»  и так далее.)

Разминка «Бульвар-проспект-переулок» -координация слов и движений:

- А сейчас пора размяться и активно подвигаться. Давайте встанем в круг… Всем удобно? Я буду говорить слова, а

вы показывать движения.  Скажу слово «бульвар» - поднимем руки вверх, изображая деревья (показ воспитателя – руки вверх), скажу слово «проспект» - разведем (показ – руки широко раскинуты в стороны), скажу «переулок» - мы  движемся по узким улочкам и переулкам (показ – движение «змейкой» рук, сложенных вместе). Потренируемся: «проспект».., «бульвар»…, «переулок». Готовы! Начали! (сначала просто говорю слова, а потом говорю слова и показываю другие движения).

- Разминка прошла активно! Хотела вас запутать, в итоге запуталась сама! А вы были достаточно внимательны!

Игра «Улица моя, вдоль дороги дома…» - составление предложений с заданными предлогами:

- А сможете ли вы узнать улицу по фотографии?..Предлагаю вам объединиться в компании по фото с изображением улицы, которая вам больше всего нравится…  (дети передвигаются по группе и останавливаются возле понравившейся фотографии улицы Мира/Обручева/Курчатова -  объединяются в 3 группы)…Все узнали улицу, у которой собрались? …Пусть тот в вашей компании, у кого есть надписи на одежде назовет эту улицу... А теперь удобно расположитесь возле вашей фотографии и  отправьте ко мне посыльного – того, кто четче всех произнесет скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

Задание посыльным – вытянуть карточку со словом-предлогом и придумать по фотографии предложения с заданным предлогом (у одной компании – предлог «в», у второй «на», у третьей – «под»)….Ребята, у вас 3 минуты (ставлю песочные часы), кто раньше справится, подайте мне знак. Время пошло! (проверяю, как посыльные донесли задание до своих компаний, слежу за временем, напоминаю о времени детям).  Осталась одна минута…. Все время вышло! Выберете того, кто будет говорить и того, кто покажет вашу улицу на карте…(Например, говорит тот, кто – добирается до детского сада на транспорте, а показывает тот, у кого самый длинный мизинец на правой  руке). Идем  друг к другу в гости. .. Давайте начнем с тех, у кого компания больше (или в чьей компании больше девочек). Будем стоя или сидя слушать? …Все внимательно слушаем, а потом, если есть вопросы, зададим их (слушаем, спрашиваю, есть ли вопросы).

 

3. Рефлексивный этап:

- Ребята, предлагаю перейти на ковер… Усаживайтесь поудобнее... Пока вы рассказывали про свои улицы я считала количество придуманных вами предложений. И вот что у меня получилось. Больше всего предложений было придумано ребятами с улицы… (называю улицу). Поднимитесь те, то придумывал эти предложения… А все остальные, давайте им поаплодируем (оставшиеся сидеть на ковре аплодируют вставшим). Спасибо, присаживайтесь!.. А теперь, поднимитесь те, кто придумывал предложения на улице…. (называю улицу).  У вас .. ..предложений (называю количество)  и вам тоже наши аплодисменты! (аплодисменты). Компания с улицы…..(название), тоже заслужила аплодисменты у них…(указываю количество)  предложений. Поднимитесь, мы вам поаплодируем. Спасибо!..

- Ребята, а кто из вас помнит, что мы достали сегодня из почтового ящика?.. (схему города). Как вы считаете, вы научились «читать» схему, работать с ней?....Что вы для этого делали? Давайте послушаем ответы только девочек….(ответы). А как вы думаете, схема нужна только для этого? (ответы). Может ли схема города нам еще пригодится? Для чего?  А теперь слово предоставим мальчикам….(предположения).

- Я тоже думаю, что мы с помощью этой схему еще много узнаем интересного. Например, найдем самую широкую и измерим самую длинную улицу, добавим в схему интересные для нас места, нарисуем и подпишем номера своих домов, посчитаем количество магазинов и школ и еще много чего интересного придумаем и сделаем…

Игра «Волшебный микрофон»

- Сейчас предлагаю взять микрофон и, ответить, что сегодня больше всего вам запомнилось или порадовало. Но сначала, выберем посыльного, который принесет микрофон. Пусть это будет тот, кто быстрее всех назовет улицу, названную в честь героя, защитника нашей Родины…. (выбирается посыльный, который приносит микрофон. Первым отвечает воспитатель).

- Мне, очень понравились ваши идеи прогулок по улицам. А вам?.. (3-4 ответа)…А что было труднее всего сделать? (3-4 ответа)…А что показалось самым легким? …А с кем вы  поделитесь тем, что узнали сегодня? (ответы)

 Спасибо всем за интересную совместную работу!.. Жду ваших предложений по поводу того, где мы будем хранить

карту-схему нашего города  и как будем ее использовать в следующий раз!

 

 

 

 

 

 


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.